Оглавление

среда, 25 января 2012 г.


Всегда с «Зенитом»

Это кажется невероятным, но уже в этом году организованное зенитовское фан-движение будет праздновать более чем авторитетный юбилей – своё тридцатилетие. Вряд ли те, кто стоял у его истоков, представляли масштаб, который примет увлечение небольшой горстки молодых ребят, для которых в какой-то момент сине-бело-голубые цвета стали смыслом жизни. Особую гордость вызывает то, что немало людей из первых фанатов «Зенита» и сейчас ходят на трибуны «Петровского».

В 1979 году «Зенит» выступал на стадионе им. Ленина (будущем «Петровском»), в то время как стадион им. Кирова был закрыт на реконструкцию к Олимпийским играм. Для Ленинграда активная поддержка гостевой команды, какую они увидели в исполнении приехавших москвичей, была в новинку. Будущие зенитовские фанаты тогда собирались перед матчами под табло, где обсуждали футбол, общались, сплетничали. Такие сборы болельщиков происходили перед каждым матчем и были присущи всем футбольным городам. Именно из этих сборов и появились первые очаги поддержки команды, но случилось это не на «Петровском».
В 1980-м на стадионе имени С. М. Кирова в качестве исключения были сыграны два матча «Зенита». Тогда самые активные болельщики выбрали для себя угловой сектор стадиона под номером 33.
«33-й сектор вообще пошёл с меня, – вспоминает Сергей по прозвищу Длинный. – До этого группы болельщиков сидели где угодно. Мы организованно шли после первой игры с Минском по аллее и вышли на проспект Динамо. Нужно было решать, где мы будем собираться на следующем матче. На центр не у всех хватало денег, поэтому решили садиться на одном из боковых секторов. Я предложил 33-й, так как «тридцать три» легко запоминается. Идея была принята на ура.
С этим временем связаны первые попытки создания какой-то организации. Датой отсчёта истории зенитовского фан-движения стало 21 сентября 1980 года. Именно тогда был осуществлён первый организованный выезд.
«Был у нас парень по прозвищу Лёха Вельвет. Он бегал по сектору с плакатом: «У нашего «Зенита» болельщиков не счесть, пока такие люди, как Казачёнок есть!» На одном из матчей с другой стороны этого плаката он написал: «Кто хочет поехать в Москву на матч «Зенит» – «Спартак», покупайте билеты на 27-й поезд, отправление в 21:47. Встречаемся у бюста Ленина на Московском вокзале». Потом, когда после матча мы шли по аллее, он, опять же, бегал среди людей и всем этот плакат показывал. Таким образом и состоялся первый выезд. Поехало нас 44 человека», – говорит Вячеслав «Очки».
В эти годы на трибунах появились первые признаки визуальной поддержки. Перед игрой с дрезденским «Динамо» в Кубке УЕФА в 1981 году на трибунах стадиона имени С. М. Кирова появился плакат: «Зенит УЕФА», где слово «Зенит» было написано синим цветом, а УЕФА – красным. На финале Кубка СССР в 1984 году был расправлен транспарант: «Как и 40 лет назад, ждём мы Кубок в Ленинград!» А ближе к окончанию сезона 1984 года то тут, то там на трибунах стали появляться плакаты самого популярного тогда содержания – «Зенит чемпион!». Вообще, энтузиасты постоянно рисовали плакаты или транспаранты с лозунгами в поддержку «Зенита».
Следующим важнейшим этапом для постепенно начавшего набирать обороты движения стало появление теперь уже вошедшего в историю «Города над вольной Невой». Гимн родился в межсезонье с 80-го на 81-й в стенах ДК им. Капранова, где собирались любители футбола. Алексей по прозвищу Молодой однажды принёс на одну из встреч болельщиков листок с тремя куплетами гимна, написанными в соавторстве со его мамой. Два последних куплета дописал Андрей «Зонт». Песня была положена на мотив «Вечерней песни» В. П. Соловьева-Седого.
Огромной проблемой для первых фанатов было производство атрибутики. Никакого официального производства одежды и атрибутов в зенитовских цветах в то время, конечно, не было. Поначалу отличительным признаком активных болельщиков стали массово закупленные морские белые береты с голубым помпоном. Первые сине-бело-голубые шарфы поразительной длины (чем длиннее, тем лучше!) вязались бабушками и мамами нынешних «стариков». Иногда на различных фабриках удавалось заказать десяток-два эксклюзивных трёхцветных шарфов, которые тут же становились самым вожделенным предметом.
Пик того периода в жизни зенитовского движения пришёлся на 1984 год, как и пик игры команды. Фанаты были с командой на всех выездах, а ведь далеко не везде ленинградцев встречали радушно. Очень часто местное население в далекой провинции не понимало появления на своей территории непонятных людей в сине-бело-голубых цветах. А уж если «Зенит» выигрывал на выезде, то непонимание становилось ещё жёстче…
На домашних играх 33-й сектор заполнялся от матча к матчу и выглядел ярко – были и флаги, и трёхцветные джемперы, и фанатские шарфы. Кстати, при исполнении песен некоторые особо длинные шарфы растягивались над головами так, что их держало несколько человек! Активно посещали тогда и матчи дубля, чаще игравшего на стадионе им. Ленина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий